Василий Казаку: моя система полива позволяет сажать рассаду в 40-градусную жару
Июнь. Изматывающая жара. Создается впечатление, что даже воздух ожил в нестерпимом зное: дрожит, струится, мерцает, причудливо искажая предметы и людей. В городе еще можно забежать в магазин, чтобы постоять под прохладным сплитом. А в поле никуда не денешься, не спрячешься — нет ни деревца, ни кустика.
Кажется, еще чуть-чуть, и под ногами начнет плавиться земля. И в это самое пекло у фермера Василия Казаку вовсю кипит работа: по полю медленно движется трактор, а по следу, оставленному прицепным орудием, идут рабочие и быстро рассаживают маленькие растеньица томатов. Это более чем странно: жара и посадка рассады. Иду искать фермера, чтобы узнать, зачем он так рискует.
- Где фермер? - поинтересовался я у рабочих. - Так он же за рулем, - последовал ответ. В самом деле, Василий Казаку управлял трактором. Поручив машину другому работнику, фермер уделил мне немного времени - работы у него сейчас «выше крыши». - Василий, не страшно, что рассада у тебя погорит и ты останешься без урожая? - спрашиваю я. - А у меня секрет есть. Я не только в накладе не останусь, но еще урожай раньше всех получу. Вот посмотри на прицеп — вроде как у всех, но с моей доработкой.
Я подошел поближе и стал рассматривать прицепное орудие - щелевой культиватор, который... был весь увешан шлангами. Так вот он - секрет - вода по шлангам подавалась прямо в почву. Новшество меня приятно удивило: хорошо придумал Василий - на дворе почти 40 градусов, а он рассаду в грунт высаживает и не переживает, что не приживется. - Я уже второй год таким приспособлением пользуюсь и получаю отличные урожаи. Более того, свои урожаи я получаю раньше остальных, - говорит Василий Казаку. - Вот раньше было очень сложно — на поле нужно было держать трактор с бочкой воды. Высаживая рассаду, рабочие «ныряли » ведром в бочку, зачерпывали и вручную поливали землю при высадке рассады. Труд адский, руки после смены буквально отваливались. А на следующий день после посадки нужно было тяпкой землю подпушивать, ломая корку. Операций приходилось делать много. О производительности труда речи вообще не шло. За день таким методом больше гектара не засадишь, как ни старайся.
Вот Казаку и стал мозговать, как бы дело это модернизировать, чтобы и труд рабочим облегчить, и урожай с доходами повысить. И ведь придумал. Правда, пришлось перелистать ворох литературы, поездить по выставкам, поискать в Интернете. Зато в результате и появился на свет щелевой культиватор с укрепленным на нем основным шлангом, в который вода подавалась прямо из водоема. От основного идут вспомогательные шланги потоньше, через которые вода подается прямо на глубину заделки рассады. Казаку утверждает, что при этом влаги растению хватает на месяц и более, даже если опоздаешь с установкой капельного полива. Большое преимущество такой задумки для работающих состоит в том, что им больше не приходится таскать воду из бочки и ходить потом с тяпкой. Основная и единственная их задача - посадить рассаду в почву. Производительность выросла втрое!
Хозяин ведет меня на огуречное поле. Тут идет уже третий по счету сбор огурчиков. Плоды маленькие, хрустящие, пупырчатые, нежные. Любая хозяйка мечтает такие под крышечку закатать или на стол свежими подать. Это вам не парниковые, а грунтовые огурчики. Сажали их в грунт не семенами, а рассадой. Рассаду выращивали в кассетах в теплице, которую, кстати сказать, Василий сооружал своими руками. Казаку подсчитал, что и здесь он в выигрыше. Урожай у него поспевает на три недели раньше, чем у других фермеров. Семена ведь нынче недешевые, одно семечко выходит рубль-полтора. Выращивание рассады дает выровненность растений и в последующем дружный сбор. Не менее важно то, что рассада готовится в теплице к разным срокам сбора урожая. А это значит, огурцы тут собирают до поздней осени. Остается добавить, что у наших фермеров есть и желание творчески подходить к организации работы, и трудолюбие, и наша, русская, смекалка. А результат такого труда - всеобщая выгода.
Виктор Крюков,
Краснодарский край,
Тихорецкий р-н,,
ст. Алексеевская