Как я сам кофе выращиваю
Как-то раз я услышал такой анекдот:
– Привет, что делаешь?
– Услаждаю свою прихотливость плодами пота черных африканских невольников.
– Что-что?
– Черный кофе пью!
А я свою прихотливость услаждаю лицезрением собственной кофейной плантации, выращенной на собственном подоконнике.
О комнатном кофе
Культурой кофейного дерева в комнатных условиях энтузиасты занимаются давно, обычно размножая его семенами. Сейчас выращивается немало видов и подвидов этого удивительного растения, однако большинство из них не полностью отвечает строгим требованиям комнатной культуры. Исключение составляют лишь некоторые карликовые формы, выведен ные селекционерами специально для домашнего содержания.
Долгое время, занимаясь этой культурой, я пытался отобрать из сеянцев лучшие экземпляры, но терпел поражение. В конце концов удача улыбнулась мне. Не могу утверждать, что я единоличный автор полученной формы кофейного дерева – ее придумала сама природа. Восемь лет назад знакомый привез мне из Эфиопии два плода кофе аравийского (Coffea arabica). Сразу же отделив семена от околоплодника, я высадил их в горшок. Из четырех зерен спустя полтора месяца проросло лишь одно.
Сеянец развивался довольно быстро. Через четыре года я решил попробовать стимулировать его цветение методом перетяжки, которым пользуются для цитрусовых культур. В феврале нижнюю скелетную ветку под первой парой листьев я обмотал узкой алюминиевой лентой.
Кофейное цветение
В начале апреля все дерево покрылось бутонами. Но, я думаю, это произошло не из-за стимуляции, иначе бутоны образовались бы только на одной ветке. Просто, по-видимому, пришла пора плодоношения. Одновременно с началом цветения на перетянутой ветке из одной пазушной почки нижнего узла стал развиваться сильный жировой побег, а из другой образовался обычный бутон. Жировой побег рос очень быстро и вскоре достиг 35 см в длину. Листья нa нем значительно отличались от остальных. Они были шире, намного тем нее, имели более неровную поверхность. По правилам агротехники любой плодовой культуры такие «волчки» вырезают. Но я, заинтересовавшись его нетипичным видом, ничего не стал трогать. Вы зревшие позднее на деревце плоды были обычными для этого вида.
Через год растение вновь покрылось бутонами, в том числе и «волчок» (как правило, у плодовых жировые побеги зацветают не раньше чем через 4-5 лет). Цветки на нем оказались гораздо крупнее и аромат нее, чем на других ветвях, кроме того, в каждом узле их было намного больше. Количество и величина вызревших плодов также превосходили остальные.
Размножение черенкованием Сняв урожай, я вырезал жировой побег и расчеренковал его. Черенки укоренились в течение месяца.
В качестве субстрата использовал смесь выветрившегося торфа и перлита в равных частях. Полученные из черенка растения прекрасно сохраняют свои первоначальные качества. Они хорошо размножаются как черенкованием, так и прививкой, но семенной способ здесь не пригоден: сеянцы утрачивают качества материнского растения. Бутоны часто появляются из спящих почек прямо на стволе, а в пазухах листьев их бывает до 20 штук. Цветение очень дружное, и практически из каждого цвет ка образуется крупный плод (опыления не требуется). Плодоношение наблюдается даже на северных окнах. Крона, как правило, округлая.
Карликовый некарлик
Карликовым деревце назвать нельзя. За восемь лет оно достигло одного метра в высоту и образовало широкую раскидистую крону, которая прекрасно смотрится на штамбе, приобретая оригинальную «плакучую» форму.
Подкормки и досветка
На протяжении нескольких лет в качестве подкормки использую только коровяк. Раз вожу его в 10 раз и вношу с марта по август каждые 15 дней, а с сентября по февраль – 1 раз в месяц. В зимнее время можно сделать дополнительное освещение: на одно растение – одну люминесцентную лампу.
Несколько слов о названии, которое я дал своему кофейному дереву. Оно связано с именем великого русского ученого Ни колая Ивановича Вавилова. В годы граж данской войны, во время разрухи и голода Н.И. Вавилов и его единомышленники возглавили отечественное растениеводство. Они жили и работали вместе, и их содружество называли «Вавилоном». В память об этих замечательных людях я назвал кофейное дерево. Может быть, новая форма Вавилов положит начало отечественным комнатным и оранжерейным сортам этой интересной культуры.